E-commerce — постоянно развивающийся сегмент бизнеса. С каждым годом все больше офлайн-магазинов проходят через диджитализацию, создавая свои сайты для продаж в интернете или размещая товары на маркетплейсах. Несмотря на общую логику, все эти форматы взаимодействия с клиентами отличаются.
Конкуренция на онлайн площадках интенсивнее, чем у физических торговых точек, но у продавцов больше свободы и гибкости в принятии решений. Чтобы обеспечить стабильный заработок, необходимо постоянно проводить мониторинг и адаптировать стратегию под меняющиеся условия. Успешный продавец на Ozon должен быть хорошим аналитиком, потому что эффективные решения в этой нише невозможно принимать вслепую.
Платформа для селлеров — главный инструмент контроля коммерческой эффективности магазина на маркетплейсе. Она помогает:
Отслеживать показатели можно в динамике, сопоставляя их по периодам рекламных кампаний. Так вы сможете оценить эффективность маркетинга. Наблюдая за тенденциями, вы поймете, как меняется рынок и сможете адаптироваться под него. Статистика доступна в разных форматах: одни данные отображаются в графическом виде, другие — в табличном.
На внутренней платформе маркетплейса аналитику доступно два инструмента — отчеты и графики.
Функции этого раздела помогают проанализировать один из факторов, влияющих на объемы продаж — маркетинг. Для оценки его эффективности используются следующие метрики:
В интерфейсе работы с графиками вы можете выбрать период, отфильтровать статистику по артикулам, настроить детализацию.
Большинство отчетов, которые формируются в рамках сервиса, нужны для контроля операционной деятельности — в них прописываются идентификаторы, данные об отгрузке на склад, комиссиям, подготовке к доставке и т.д. Однако некоторые метрики помогают при анализе продаж. Среди них:
Отчеты — полезный инструмент для сбора данных. Но для полноценного анализа их нужно классифицировать и сопоставлять с информацией по конкурентам.
Несмотря на полезные функции для селлеров, возможностей платформы не всегда хватает для полноценного анализа. Когда магазин небольшой, а продукции не так много, проблем с мониторингом продаж и управлением закупками не возникает. У крупных поставщиков появляются дополнительные сложности — уследить за всеми позициями в ручном режиме невозможно, поэтому нужны сторонние инструменты.
Другие минусы статистики на Озоне:
Для эффективного анализа необходимо собирать как можно больше статистики, сводить данные для понимания общих сценариев поведения пользователей от изучения карточки до покупки, учитывать тенденции рынка. Все это можно сделать с помощью сервиса Seller Moon. Его функции помогают перекрыть недостатки внутренних инструментов: аналитика из личного кабинета продавца загружается на платформу через API, а искусственный интеллект собирает открытую информацию маркетплейса. Здесь вы можете:
Опираясь на эту статистику, аналитик сможет найти точки роста прибыли: каких товаров не хватает в вашем каталоге, что чаще покупают, каких расходов можно избежать и т.д. Это помогает оптимизировать бюджет, скорректировать планы, повысить эффективность продвижения, обойти конкурентов.
Из-за сложностей работы с данными многие предприниматели не уделяют достаточно внимания исследованиям. То, что опытный аналитик может сделать за день, у начинающего предпринимателя отнимает несколько недель. Однако без отслеживания ключевых метрик своего магазина и мониторинга продаж конкурентов продавец будет действовать вслепую.
Если разобраться в алгоритме исследований и попрактиковаться, мониторинг становится рутиной и хорошим инструментом для работы над ростом продаж.
Вы можете скачать отчеты или скопировать данные графиков из личного кабинета Озона, но удобнее сразу привязать его к профилю Seller Moon. Платформа загрузит вашу статистику и соберет информацию по конкурентам автоматически.
Путь клиента на маркетплейсе состоит из трех этапов — поиск товара, добавление в корзину, заказ. Вы можете влияет только на первые два, поэтому показатели эффективности продавца связаны с маркетингом:
Главный вопрос, на который должна отвечать аналитика — как сделать больше прибыли? Для этого нужно найти лидеров маркетплейса по продажам товара и сравнить их карточки со своими. Сравнивайте цены, изображения, описание продукта, отзывы, условия доставки и т.д. Результатом этого этапа будет список конкретных действий по улучшению контента, изменения в каталоге или стратегии продвижения.
Seller Moon упрощает этот этап, предоставляя готовые отчеты с рекомендациями для увеличения покупателей. Анализ сводится к изучению графиков, поэтому у предпринимателя остается больше ресурсов на управление и важные для коммерческих результатов действия.