Добиться хороших продаж на маркетплейсах невозможно без грамотной аналитики. Продавец не находится в вакууме: на его коммерческие результаты влияют другие магазины в категории. По этой причине важно постоянно проводить мониторинг конкурентов, отслеживать их предложения и показатели в динамике. Как это сделать — расскажем в большом материале.
Аналитика нужна и на первом этапе, когда вы только запускаете магазин, и уже в процессе работы, когда нужно перебивать предложения других продавцов на маркетплейсах. Данные помогают принимать более эффективные решения.
При открытии магазина вы не несете больших финансовых рисков, но создаете фундамент будущих продаж. Конкурентный анализ на начальной стадии помогает:
Правильно выбрать нишу: если в категории слишком много магазинов, маржинальность низкая, а общая динамика заказов негативная, не стоит запускать еще один бесперспективный проект.
Мониторинг конкурентов в процессе работы выполняет следующие задачи:
Чем больше информации вы сможете собрать, тем лучше поймете свою нишу. Часть аналитики доступна в личных кабинетах Ozon и Wildberries, некоторые данные можно собрать вручную, а для глубокого исследования потребуются сторонние сервисы.
Проводить анализ можно, отталкиваясь от продавцов или популярных продуктов в категории. Лучше это делать параллельно. Если вы проводите исследование самостоятельно, то найти конкурентов можно вручную — с помощью каталога и поиска на маркетплейсах.
Первый вариант:
Второй вариант — вместо категории использовать поисковую строку. Однако для этого нужно заранее собирать популярные запросы в нише. В дополнительную таблицу стоит собирать ссылки на карточки товаров, с которыми вы конкурируете. Упростить этот процесс вы можете с помощью сервиса Seller Moon, где собраны все продавцы.
Оценить эффективность конкурентов помогут следующие данные:
Эти показатели помогут сделать общий срез по рынку. Полученные цифры можно использовать для собственных прогнозов. Это количественная часть анализа.
Третий этап — сбор информации для сравнения магазинов. В исследовании помогут вопросы:
В процессе содержательного анализа можно определить точки роста для своего магазина. Например, в отзывах конкурентов можно найти полезную информацию по спросу — что людям не нравится, чего им не хватает у поставщика. Вы можете перенимать преимущества и лучшие практики, избегая недостатков.
Зачастую конкуренция на маркетплейсах между магазинами разворачивается на уровне товаров, а не брендов, поэтому необходимо сравнивать информацию из карточек. В аналитике удобно двигаться от общего к частному — от продавцов к их каталогу и конкретным позициям. Есть и другой путь — собрать поисковые запросы и сравнивать предложения в выдаче, но с таким способом не всегда можно получить объективные результаты.
При изучении информации о товаре посмотрите на:
Оцените уровень наполненности, сопоставьте информацию от разных поставщиков, найдите общие фразы в описаниях. В деталях анализируйте лидеров категорий или крупные брендовые магазины, поскольку обычно они нанимают штатных маркетологов или пользуются услугами агентств.
При продвижении на маркетплейсах магазины используют несколько способов:
Узнать, какие каналы используют ваши конкуренты — полезно, чтобы сформировать свою стратегию. Часть информации можно найти самостоятельно, например, если у продавца есть свой сайт или страницы в социальных сетях. Остальные данные можно собрать с помощью внешних сервисов.
Главная сложность конкурентного анализа — сбор данных. Часто наиболее ценная информация скрыта, однако даже изучение поверхностных показателей поможет получить инсайты для формирования хорошей стратегии.
Где брать информацию?
Провести хорошее исследование поможет сервис аналитики Seller Moon. На платформе уже собраны все доступные данные. Вместо ручной оценки каждого конкурента вы можете посмотреть сводные таблицы и профили каждого магазина. На базе этой информации вы легко построите стратегию и увеличите свои продажи.