Wildberries, занимающий доминирующее положение на российском рынке электронной коммерции — эффективная площадка для развития компаний, продающих товары онлайн. Их задача — не только запустить свой магазин на платформе, но и занять на ней прибыльное место. Как найти эту зону — разберем в этом гайде.
Материал поможет разобраться в тонкостях анализа ниши на маркетплейсе. Мы подробно разберем основные сервисы, чтобы вы смогли найти незакрытые запросы и возможности для заработка. Вы сможете уверенно определять и использовать неосвоенные сегменты рынка.
Успех в e-commerce часто зависит от способности определять перспективные сегменты, чтобы достигать в них топовых позиций. Глубокий анализ ниш с изучением категорий и конкурентов, помогает получить более точное представление о потенциальных возможностях и проблемах. Такой детальный подход позволяет компаниям успешной выйти на рынок, закрепившись в тех зонах, где выше вероятность получить прибыль.
В каких задачах помогает эта аналитика?
Анализ категорий и сегментов нужен, чтобы собрать информацию, которая будет полезна как при определении ниши или на первом этапе запуска, так и при продвижении магазина. Оценка других продавцов дает более точное понимание рынка, а это помогает увеличивать продажи и развивать бренд.
Выбирая нишу на Wildberries, нужно отталкиваться как от внешних факторов и полученных данных, так и от ресурсов, которые у вас есть. Что нужно учитывать?
Аналитика — главный инструмент при выборе ниши на маркетплейсах. Использование данных помогает компаниям определить текущие тенденции рынка, оценить силу и стратегию конкурентов, точно понять запросы и поведение потребителей. Такой подход не только позволяет сделать выбор с учетом реальной динамики рынка, но и способствует эффективному распределению ресурсов и управлению рисками.
Чтобы анализировать ситуацию на маркетплейсе, нужно собрать как можно больше данных. Есть три главных источника — карточки товаров, внутренняя аналитика ВБ, сторонние сервисы. Разберем каждый из них.
Для работы на маркетплейсах есть несколько сервисов аналитики, которые помогают проводить мониторинг и оценивать показатели. На них собрана статистика, в том числе и для оценки ниши. Некоторые данные даются в готовом виде в отчетах, а часть метрик можно вычислить самостоятельно, опираясь на цифры.
Какие данные можно найти с помощью сервисов?
Здесь мы приводили примеры из MPSTATS, но эту статистику можно брать и из других сервисов. Все они работают по схожим принципам — собирают открытую информацию, перерабатывая ее в отчеты.
Дополнить информацию, полученную с помощью сторонних инструментов, можно вручную. Как анализировать Вайлдберриз самостоятельно?
Шаг №1. Выберите потенциальные категории
Начните с отбора категорий, которые соответствуют вашим интересам, опыту или первоначальной рыночной интуиции.
Шаг №2. Проанализируйте количество предложений
Посмотрите, сколько карточек представлено в категории. Если она слишком большая, например, «Одежда», то можно посмотреть, сколько товаров выдается по определенным запросам или суб-категориям.
Шаг №3. Изучите бестселлеры
Большинство торговых площадок выделяют наиболее продаваемые товары. Изучите их, чтобы понять, что популярно в этой нише.
Шаг №4. Изучите оценки и отзывы
Просмотрите обратную связь в карточке. Высокие рейтинги и большое количество хороших оценок говорит о том, что его хорошо принимают. Изучайте и позитивные, и отрицательные отзывы, чтобы понять, какие характеристики ценят покупатели.
Шаг №5. Проанализируйте цены
Изучите диапазон цен на товары в данной категории. Смотрите не только на средние, но и на крайние значения.
Шаг №6. Проверьте доминирование брендов
Если в категории на верхних позициях одни и те же бренды или продавцы, то войти в нее может быть сложно. Однако если существует много независимых магазинов, то, возможно, есть место для новых участников.
Шаг №7. Изучите акции и скидки
Частые скидки могут означать, что продавцы пытаются переместить застоявшиеся запасы. Это также может быть признаком высокой конкуренции и ценовых войн. Учитывайте сезонность. Это помогает оценить маржинальность и потенциальную прибыль. Так, в каждой карточке Вайлдберриз вы найдете график цены.
Шаг №8. Изучите информацию о продавцах
Изучите профили ведущих, средних и новых продавцов, ассортимент их продукции, отзывы покупателей и другие показатели. Это поможет оценить свои перспективы и построить прогнозы на первое время, пока нет своих данных.
Шаг №9. Выявление недостатков и возможностей
Изучая карточки и описания продуктов, обратите внимание на все очевидные пробелы. Есть ли часто запрашиваемые функции или распространенные жалобы в отзывах, которые не учитываются в текущих продуктах?
Ручной анализ — полезная практика, которая позволяет погрузится в несколько ниш, однако требует много времени. Вы можете посмотреть на другие магазины глазами клиента, чтобы не допускать чужих ошибок.
Инструменты аналитики есть и в личном кабинете Вайлдберриз для продавцов. С точки зрения оценки ниши, здесь будут полезны два раздела.
Инструмент дает данные по трем категориям товаров:
В рамках анализа полезно посмотреть все три, однако главная информация — это нехватка предложений в определенных категориях. Чем выше показатель оборачиваемости, тем сильнее недостаток. Опираясь на эти цифры, можно не только определить нишу, но и сразу адаптировать продуктовую линейку под спрос.
Еще один внутренний инструмент для оценки ниши — популярные поисковые запросы. В таблице указывается не только сама формулировка, но и объем поиска за указанный период. В базовой выдаче — миллион запросов, поэтому лучше уточнять.
Инсайтов здесь не будет — сервис подходит больше для оценки гипотез. Сначала нужно изучить общие данные и провести ручной аудит. Обычно по итогам этой части анализа появляется список из 2-3 интересных сегментов и появляется вопрос — как выбирать? В этом разделе можно проверить отдельные товары из ниши и оценить объем спроса.
Главный недостаток — отсутствие динамических данных. Вы видите только срез на текущий период, но не можете оценить тренды.
Намного удобнее и проще анализировать категории товаров и конкурентов в рамках оценки ниши с помощью онлайн-инструмента «Анализ ниши» в Seller Moon. Платформа освобождает от сложных мониторингов, на которые уходит много времени:
Уже сейчас вы можете отслеживать позиции товаров по разным ключевым словам и проводить мониторинг с учетом конкурентов в нише.
Платформа расширяется: в ближайшее время мы добавим новый инструмент для анализа ниши. Он поможет выбрать прибыльные сегменты для продажи, расширить продуктовые линейки, найти смежные зоны для роста. Заведите проект и протестируйте функции мониторинга бесплатно.
Чтобы правильно выбрать сегмент нужно также учитывать факторы, влияющие на конкретные коммерческие показатели. На старте нужно поставить четкую цель, исходя из ваших ресурсов. Условно это может звучать так: вывести магазин на регулярный доход в 100000 рублей. Исходя из этой суммы и показателей, полученных в результате анализа, вы сможете сформировать стратегию.
Например, если ваша цель — узнаваемость бренда, а не немедленная прибыльность, можно устанавливать более конкурентные (т.е. низкие) цены на продукцию, чтобы быстро завоевать долю рынка. И наоборот, если главной целью является прибыльность, то цены могут быть установлены выше, чтобы обеспечить большую маржу, особенно если выбранная ниша позволяет устанавливать премиальные цены.
Какие еще факторы стоит учесть?
Таким образом, выбранная ниша определяет затраты и решения, связанные с продажами. Все эти факторы влияют на конечную цену и, как итог, на прибыль. Продавцам нужно найти баланс, чтобы цена оставалась привлекательной для покупателей, покрывала все издержки и приносила прибыль.
По разным отчетам, большая часть оборота WB концентрируется в пяти категориях, которые постоянно растут.
1. Постановка целей, например, создание бренда, высокий оборот, прибыльность.
2. Стратегическое планирование
3. Анализ рынка
4. Оценка продукции
5. Финансовый анализ
6. Анализ комиссии и логистики
7. Аудит ресурсов — доступный капитал, опыт, навыки, связи
При выборе ниши самое главное — сбор данных. Используйте наш онлайн-инструмент «Анализ ниши», чтобы получить готовую статистику и снизить часть ручного анализа. Хороший пример с удобными дашбордами — Seller Moon.
Для оценки можно использовать разные метрики:
Этих метрик достаточно для экспресс-аудита.
Помимо себестоимости, нужно учитывать все затраты — комиссии, логистика, продвижение и т.д. При этом нужно смотреть на средние цены в нише, потому что от этого зависит, есть ли покупателям смысл выбирать ваши продукты.