Расчет маржи, маржинальности и рентабельности помогает продавцам объективно оценить эффективность работы магазина на маркетплейсе.
Эти показатели относятся к юнит-экономике — расчету прибыльности бизнеса. Они помогают выбрать нишу, составить оптимальный ассортимент, назначить правильную цену и максимизировать прибыль.
Расскажем, в чем разница между маржой, маржинальностью и рентабельностью и как их рассчитать с помощью инструментов Seller Moon.
Маржа (маржинальная прибыль) — это разница между стоимостью и себестоимостью товара, выражается в рублях или других денежных единицах.
Маржа = Выручка – Себестоимость
В себестоимость входят не только затраты, связанные с производством или закупкой товара, но и расходы на хранение, логистику, зарплаты, комиссию торговой площадки и так далее.
Например, продавец закупил партию детской одежды из 100 товарных единиц. На закупку и сопутствующие расходы он потратил 90 000 рублей. Продал партию за 120 000 рублей.
Маржа = 120 000 – 90 000 = 30 000 руб. В пересчете на единицу товара — 300 руб.
Маржинальность — это отношение маржи к выручке, выраженное в процентах. Рассчитывается по формуле:
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Рассчитаем этот показатель для магазина детской одежды из примера выше.
Маржинальность = 30 000 / 120 000 × 100% = 25%
Не путайте маржинальность с наценкой. Наценка — это надбавка к себестоимости, рассчитывается по формуле:
Наценка = Маржа / Себестоимость х 100%
Рассчитаем наценку для магазина детской одежды.
Наценка = 30 000 / 90 000 х 100% = 33,3%.
Товары условно делятся на группы в зависимости от маржинальности:
Если продавец работает с низкомаржинальным товаром, это не значит, что у него низкая прибыль. Как правило, такие товары пользуются стабильным спросом, и высокая оборачиваемость компенсирует низкую маржинальность.
Анализ маржинальности — это, по сути, анализ эффективности продаж. Если показатель растет, это хороший сигнал. Возможно, стоит расширить ассортимент похожими товарами.
Если показатель падает, найдите способ ее повысить. Проанализируйте цену, сравните ее с ценами конкурентов. Проведите оптимизацию карточки, поработайте с отзывами. Смените поставщика или попробуйте получить скидку. Минимизируйте процент брака. Оптимизируйте затраты на логистику.
Иногда есть смысл отказаться от товаров с падающей маржинальностью и сосредоточиться на флагманах.
Рентабельность — это показатель размера дохода с каждого потраченного рубля в процентах. Рассчитывается по формуле:
Рентабельность = Прибыль / Себестоимость × 100%
Под прибылью понимается разница между доходами, которые получил продавец, и всеми его затратами.
Например, за месяц магазин на Wildberries получил прибыль 420 000 руб. Себестоимость составила 525 000 руб.
Рентабельность = 420 000 / 525 000 × 100% = 80%
Рентабельность показывает, насколько успешно работает бизнес, какую прибыль приносит каждый вложенный рубль. Считается, что на маркетплейсах оптимальный уровень рентабельности 30% и выше.
Как повысить рентабельность на маркетплейсах:
Калькулятор расчета расходов и прибыли в личном кабинете Wildberries помогает снизить затраты на логистику и хранение — подобрать склад с выгодными тарифами. Также он покажет, по какой модели в вашем случае выгоднее работать: «Поставки на склад WB» (FBO) или «Маркетплейс» (FBS). Заполните параметры и кликните «Посчитать».
Сравните расходы и выберите оптимальные условия.
Чтобы ничего не упустить при расчете себестоимости, маржинальной прибыли и маржинальности, воспользуйтесь сервисом Seller Moon — «Калькулятором юнит-экономики».
Введите параметры (в расчете на единицу товара):
Если не понимаете, как заполнить какой-то из параметров, наведите курсор на знак вопроса, чтобы вызвать справку.
Кликните «Рассчитать».
Инструмент рассчитает себестоимость, маржу и маржинальность единицы товара на Wildberries, чтобы продавец работал в плюс.
Полезно рассчитать юнит-экономику не только в процессе, но и до старта продаж. Это поможет найти товары и товарные группы с высоким спросом и маржинальностью, выбрать поставщика, рассчитать затраты, спрогнозировать прибыль.
Эти показатели помогают оценить эффективность бизнеса и его способность генерировать прибыль. Расчет маржи и маржинальности позволяет выявить проблемы и определить точки роста вашего магазина.
Маржа — это разница между выручкой и переменными расходами, выраженная в рублях. Маржинальность — это отношение маржи к выручке, выраженное в процентах.
Формула для расчета маржи: Маржа = Выручка − Переменные расходы.
Формула для расчета маржинальности: Маржинальность = (Маржа / Выручка) × 100.
Снизить закупочную стоимость товара или сырья, сфокусироваться на товарах с большей маржинальностью и снизить расходы на упаковку, аренду, оплату труда и другие переменные расходы, оптимизируя затраты внутри бизнеса.