Чтобы разобраться в тонкостях управления запасами и эффективно продавать товары на Wildberries, необходимо понимать, как устроена складская инфраструктура. Если вы думаете о том, как оптимизировать свою работу и повысить уровень удовлетворения клиентов, нужно научиться стратегически использовать склады WB.
В этой статье разберем принципы складской системы маркетплейса, расскажем, на что нужно обратить внимание, объясним, как выбор влияет на эффективность работы продавца. Вы узнаете, как одно решение может увеличить продажи, улучшить обработку заказов, логистику, доставку, качество обслуживания покупателей. А чтобы еще эффективнее продавать на ВБ и мониторить индекс локализации, рекомендуем завести проект в сервисе SELLER MOON.
1. Сроки доставки
Наличие товара на складе, расположенном ближе к основному сегменту целевой аудитории, позволяет значительно сократить время доставки. Это повышает лояльность клиентов и увеличивает вероятность повторных покупок.
2. Снижение расходов на доставку
Сокращая расстояние между складом и конечным покупателем, продавцы могут значительно снизить расходы на доставку. За счет этого вы сможете повысить маржу или снизить цены для клиентов.
3. Рост конверсий и продаж
4. Удобство управления запасами
Удобная локация для хранения товаров позволяет продавцам лучше распределять запасы, обеспечивая наличие ближе к местам наибольшего спроса. Это помогает предотвратить переизбыток товара или, наоборот, его отсутствие, что обычно негативно влияет на рентабельность и лояльность покупателей.
5. Улучшение обслуживания клиентов
Товары, хранящиеся на правильном складе, с большей вероятностью будут доставлены вовремя и в хорошем состоянии. Причина в том, что коробкам нужно преодолевать меньшие расстояния, значит, снижается вероятность повреждения или потери при транспортировке. Удовлетворенные покупатели чаще оставляют положительные отзывы, что может повысить репутацию продавца на маркетплейсе.
6. Гибкость
Возможность быстро корректировать уровень запасов в зависимости от изменений также влияет на эффективность. Правильное расположение может обеспечить необходимую для этого гибкость. По мере роста бизнеса хорошо настроенная логистика и охват складов позволяет обеспечить расширение и гарантировать, что магазин будет в состоянии удовлетворить растущий спрос.
Wildberries — один из крупнейших российских маркетплейсов с развитой сетью складов для управления товарными запасами и выполнения заказов клиентов. Компания постоянно расширяет и совершенствует свою логистическую инфраструктуру, чтобы удовлетворить интересы разных сегментов целевой аудитории.
Типы складов:
1. Центральные — Москва и Московская область
Региональные — Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск
Раньше от выбора места хранения зависела география покрытия. Например, если продавец хотел охватить всю Россию, отгружать товар нужно было только на центральные узлы, поскольку региональные продукты показывались в зонах ближе к складу. Сейчас москвичи могут увидеть и предложения из Хабаровска, если они больше соответствуют их поисковому запросу.
Зона доставки сейчас охватывает следующие регионы:
Помимо России, WB доставляет в страны СНГ - Беларусь и Казахстан. Чем ближе выбранный склад к покупателю, тем короче сроки доставки и тем выше ваши карточки в рейтинге. То есть если вы продаете товары только в Сочи, то вам нужен Южный регион: для этого больше подходит склад в Краснодаре.
Зона покрытия — это регионы в которые можно доставить товары с определенного склада. За каждым сортировочным центром закреплена собственная территория, где он осуществляет логистику. Например, склад в Санкт-Петербурге и Краснодаре доставляет продукты в Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Центральный, Приволжский, Уральский и частично Сибирский Федеральный Округ.
Направления других крупных складов:
В отдельную категорию входят Центральные склады. Они расположены в Московской области — Электросталь, Подольск, Коледино, Домодедово. Их особенность — неограниченная зона покрытия. Данные сортировочные центры доставляют товар в любую точку России, а также зарубежные страны с которыми сотрудничает Wildberries. Еще один универсальный склад с аналогичными функциями находится в Казани.
По некоторым данным на центральные склады приходится до половины продаж на Wildberries. Именно по этой причине московские центры часто бывают перегружены и могут отказать в приемке. Дополнительный минус — высокая стоимость отгрузки и хранения.
Популярность центральных складов объясняется высокой покупательской способностью жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Многие продавцы с недоверием относились к регионам и старались работать на аудиторию мегаполисов.
Но сейчас ситуация изменилась. Конкуренция растет и селлеры расширяют географию. Крупные склады в Казани, Краснодаре и других городах значительно увеличивают охват продаж и помогают магазинам выйти на новые рынки. Их плюс — меньшая стоимость за хранение и достаточно широкая зона покрытия.
Хранение продукции ближе к конечному покупателю позволяет значительно снизить транспортные расходы, так как расстояние, преодолеваемое при доставке, меньше. Региональные склады обычно дешевле, чем центральные: за счет этого можно оптимизировать траты на обслуживание.
Однако более значимый фактор — это скорость доставки. Чем быстрее продукт придет клиенту или в место получения заказов, тем выше вероятность покупки и положительных эмоций заказчика. Сокращение сроков получения может обеспечить продавцу конкурентное преимущество, тем самым увеличивая объем продаж.
Правильная геопозиция позволяет лучше распределять запасы, сокращая расстояние между товаром и целевой аудиторией. Правильное управление остатками позволяет предотвратить возникновение ситуаций, связанных с отсутствием товара на складе или его переизбытком.
Разберем отличия разных распределительных центров. Опираясь на их характеристики, вы сможете принять эффективное решение по отгрузке.
Москва
Склады с самым большим охватом и продуманной логистикой. Их организация позволяет доставлять в любую точку России. Обычно они дают больше всего продаж за счет коротких обработки заказов и концентрации наиболее платежной аудитории в центральном регионе. Считается, что Коледино дает наиболее высокие позиции в топе выдачи. Из минусов — самое дорогое обслуживание.
Казань и Краснодар
Помимо хорошего охвата, эти города отличаются низкими тарифами на обслуживание. Обычно здесь бесплатная приемка и хранение, а сроки доставки сопоставимы с московскими.
Санкт-Петербург
Хранить продукты в Санкт-Петербурге чуть дороже, а доставка на Дальний Восток будет дольше и сложнее. Больше подходит для тех, кто работает на северные и западные регионы России.
Екатеринбург и Хабаровск
Удобные локации при ориентации на уральский и дальневосточный округ. Из Хабаровска доставляют даже на Камчатку.
На практике складов и пунктов приема больше. У каждого свои тарифы и коэффициенты. Сравнить их можно в личном кабинете продавца на Вайлдберриз. Зайдите в раздел “Карта складов”. В правой части есть поиск, где можно ввести нужный регион и локализовать карту. Информацию о конкретной точке можно посмотреть, нажав на блок или точку. В карточке вы увидите:
В разделе “Аналитика” в блоке с тарифами вы можете сравнить их коэффициенты. Чем выше показатель, тем дороже хранение и логистика.
Кроме крупных сортировочных центров у WB есть склады в крупных городах.
Давайте перечислим:
Небольшие заказы или единичную поставку по FBS можно доставить в ПВЗ. Но у них есть ограничения:
Важное уточнение: не все ПВЗ принимают товары. Точный список можно узнать в личном кабинете партнера.
Обычно начинающим продавцам сложно определить, как выбирать склад. Хотя многим кажется, что центральные локации — наиболее разумное решение, иногда выгоднее отгрузить товары на региональную точку, поскольку она дешевле и ближе. Мы составили список критериев и пошаговые инструкции, на которые вы можете ориентироваться при выборе.
Близость к целевой аудитории
Выбирайте склад, расположенный ближе к основной части аудитории, чтобы обеспечить более короткие сроки доставки. Небольшое расстояние также помогает снизить транспортные расходы.
Совместимость
Убедитесь в том, что склад может вместить конкретный тип продукции, особенно если она требует особых условий. Например, не все точки принимают БАДы, для скоропортящихся продуктов нужны холодильники, а для премиальных товаров — усиленная безопасность. Перед решением важно уточнить это у службы поддержки.
Экономические показатели
Сравните тарифы на хранение и обработку грузов на разных точках, чтобы убедиться в коммерческой эффективности.
Выбор удобного склада на Wildberries — это важное решение, для принятия которого требуется рассмотреть все факторы. Оценка каждого из этих критериев помогает сделать обоснованный выбор с опорой на операционные потребности.
Если вы только начинаете работать на маркетплейсе, опирайтесь на указанные выше факторы и данные анализа целевой аудитории. Когда вы соберете статистику продаж в личном кабинете, у вас появится дополнительный инструмент оптимизации.
Шаг №1. Зайдите в ЛК WB Партнеры в раздел “Аналитика продавца”. На открывшейся странице нажмите на блок “Поставки по регионам”.
Шаг №2. Сравните данные по разным регионам. В столбце “Доля регионов в заказах” вы увидите, сколько процентов продаж приходится на каждую зону. Опираясь на эти данные, вы можете перераспределить поставки.
В этом примере мы видим, что помимо Центральной России, товары хорошо продаются на Юге и в Приволжском регионе. Это значит, что вы можете отгружать часть продуктов на склады Казани и Краснодара.
Вы можете также учитывать данные по среднему времени доставки. Чем дольше срок, тем хуже для клиента и тем ниже ваши карточки в выдаче. Если вы перераспределите отгрузки, то покупатели быстрее будут получать свои заказы, а ваш рейтинг вырастет.
Шаг №3. Зайдите на карту складов перед планированием поставки. Допустим, вы хотите сократить время доставки на юге. Локализуйте регион и сравните точки, которые попадают в зону видимости. В левой части они сортируются по рейтингу.
Кликните по складу, чтобы посмотреть его статистику. Например, Ростов-на-Дону:
Еще один способ определения выгодного склада - анализ конкурентов. В сервисе MPSTATS есть сводки по конкурентам:
Так, половину продукции продавец хранит в Коледино, а остальные распределены по региональным складам. Вы можете взять эту статистику за основу при принятии решения.
Выбор склада, управление остатками, продвижение — все эти задачи требуют от продавцов много времени. Упростить работу помогает Seller Moon. Платформа предлагает продавцам инструменты для:
Помимо статистики, вы получите рекомендации, которые помогут вывести карточки в топ и привлечь больше клиентов. Интеграция этих сервисов помогает превратить сложную задачу управления магазином на маркетплейсе в упорядоченный и более управляемый процесс. Вы можете фокусироваться на росте и прибыльности, обеспечивая при этом высокий уровень обслуживания покупателей.
Необходимо отгружать на те склады, с которых больше всего покупают ваш товар, посмотреть это можно в отчете "Поставки по регионам".
Если же товар новый, то рекомендуем отгрузить на 3 основных склада: