FBS — это система продаж, по которой продукция хранится на складе продавца, а доставку осуществляет Ozon. Схема выглядит следующим образом: склад находится в ведении поставщика, он самостоятельно отслеживает заявки и упаковывает заказы. После обработки, товар передается Озону и маркетплейс доставляет его до покупателя. Таким образом, маркетплейс предоставляет только логистические услуги, а остальную работу проводит поставщик.
На первом этапе надо зарегистрироваться на Озон и принять оферту маркетплейса. Следующий шаг — загрузка товаров и выбор схемы продаж.
Если вы остановились на FBS, то переходим к настройке:
Для разных товаров понадобятся разные склады. Например, крупногабаритная продукция хранится в одном месте, остальные товары в другом. Создать новый склад можно в личном кабинете.
Теперь надо выбрать вариант доставки. Первый метод — продавец привозит товар самостоятельно в ПВЗ, ППЗ или сортцентры. Ближайший пункт приема укажет Ozon. Для этого нужно указать адрес склада в личном кабинете.
Переходим к правилам приема заказов. ПВЗ и ППЗ отгружают до 50 наименований за раз, СЦ — 50-100, ТСЦ — более 100. Прием товаров проходит в специальные временные отрезки — таймслоты. Это позволяет избежать очередей на складе и помогает поставщикам оперативно отгрузить продукцию.
Второй метод — товар доставляет курьер Озон. Узнать об услуге можно по ссылке.
Шаг номер три — укажите количество товаров на складе. Для этого заходите личный кабинет и обновите остатки с помощью шаблона Excel или через интерфейс. Также можно использовать ручной вариант настройки, через API или мобильное приложение. После завершения процедуры товары появятся в продаже. Ориентировочное время — 20-60 минут.
Теперь в личный кабинет начнут поступать заказы. В задачу селлеру входит обработка заявок, сборка, маркировка и упаковка товара.
Основные правила при работе по FBS на Ozon:
Теперь можно передавать заказы в Озон.
В каких случаях можно использовать FBS:
У Озон существуют ограничения на доставку. Маркетплейс не перевозит: живые елки, баллоны с гелием, саженцы растений. Такую продукцию можно доставлять самостоятельно по системе realFBS.
Если продавец работает по модели FBS, то он не платит деньги за хранение товаров на складе. Маркетплейс сотрудничает с поставщиком как логистическая компания и витрина магазина. Теперь рассчитаем расходы.
Ozon — это онлайн площадка, которая помогает продавцам реализовывать товар. За агентские услуги маркетплейс взимает процент. Фиксированная комиссия составляет 24% и зависит от категории.
Следующий этап расходов — услуги за прием платежей. Сумма эквайринга зависит от банковского тарифа.
Приведем пример. Поставщик реализует протеиновые батончики. Стоимость — 1850 рублей за упаковку.
Расходы с каждой покупки:
Итого: 1850 – 296 = 1554.
Доставка рассчитывается в несколько этапов. Продолжим рассказ на примере батончиков.
Вес коробки — 800 грамм, объем — 0,1 кг. Отправка идет через курьера, которому вы отгружаете 10 заказов.
Расчет:
Итоговая стоимость 10 заказов: 1000 + 700 + 1017,5 = 2717,5.
Уточнение: обработка отправлений — это прием и сортировка продукции.
При курьерской доставке плата взимается за вызов курьера и каждое отправление. Второй пункт рассчитывается по схеме: от 0 до 25 рублей за штуку или от 11 рублей за кг объемного веса (для КГТ).
Если селлер привозит товар на склад самостоятельно, то ему надо заплатить за прием отправлений. Стоимость от 0 до 35 рублей за каждый артикул. Цена зависит от пункта приема.
После доставки на склад, товары отправляются в сортировочный центр. Данный этап называется Логистика. Ее тариф зависит от объемов продукции. Стоимость для обычных заказов от 70 до 847 рублей, для крупногабаритных от 1106 рублей.
Объем рассчитывает система маркетплейса после заполнения товарной карточки. Если товар возвращается — это обратная логистика. Ее стоимость равна прямой логистике.
Заключительный этап — последняя миля. Она включает логистику до ПВЗ, курьера или постамата. Ее стоимость равна для всех товаров. Она составляет 5,5 процентов от цены заказа с учетом НДС и не может превышать 500 рублей.
Рассмотрим возврат. Ситуация возникает, когда покупатель получил товары, но через какое-то время решил их вернуть. При этом Озон уже перечислил селлеру деньги.
Что вернут продавцу:
Что удержит Озон:
Плата за возврат коробки протеиновых батончиков составит 236, 75 рублей.
Итог: 1554 ₽ (за продажу) + 296 (вознаграждение и эквайринг) − 50 ₽ (обработка возврата) − 1850 ₽ (возврат покупателю) − 15 ₽ (обработка отправления) − 70 ₽ (логистика) − 101,75 ₽ (последняя миля) = −236,75 ₽
Следующие ситуации — отказ от товара при получении. Если заказ со вскрытой упаковкой — это невыкуп, если с целой — отмена.
Что вернут продавцу при невыкупе:
Что удержит Озон;
Что вернут продавцу при отмене:
Что удержит Озон:
Итоговый расчет продажи 10 коробок с протеиновыми батончиками:
1554 х 10 – 2717, 5 = 12822, 5 рублей.
Независимо от того, по какой модели продает поставщик на маркетплейсе Озон, необходимо всегда считать unit-экономику, для удобства Ozon выложил калькулятор для юнит-экономики, который доступен по ссылке https://calculator.ozon.ru/, рекомендуем им воспользоваться.
Схема работы по FBS предоставляет селлеру больше свободы и вариативности. Такой подход позволит поставщику самостоятельно контролировать операционку и регулярно увеличивать ассортимент. При этом Озон возьмет на себя самый сложный этап и доставит товар конечному потребителю. Что выбрать — решать вам, а пока можете зарегистрироваться на платформе Seller Moon. Мы предоставим 15+ рекомендаций по увеличению продаж на Ozon и поможем начать торговлю на маркетплейсе. Желаем удачной работы.