Логистика — это важный этап работы маркетплейса. Она включает хранение товара и его доставку конечному потребителю. Может ли селлер сэкономить на логистике? Ответ — да. И в этом ему поможет индекс локализации. Хотите узнать, как он работает? Читайте статью.
Кластеры, локальные и нелокальные продажи — это элементы, которые нужны маркетплейсу для расчета индекса локализации.
Кластеры разделяют рабочую территорию Ozon на специальные зоны. В России их насчитывается девять:
Посмотреть актуальные кластеры можно по ссылке. Важно знать, что Озон может менять их границы для улучшения логистических цепочек.
Приведем пример. Селлер продает футболки по схеме FBO. Он размещает товар на складе в Московской области. Ему приходит заказ из двух разных городов. Один артикул поедет в Москву, а другой в Хабаровск. Доставка в столицу будет намного быстрее, так как футболка и покупатель находятся в едином кластере. Такая сделка называется локальная продажа. Для Хабаровска — это будет нелокальная продажа, так как контрагенты находятся в разных зонах.
Можно ли избежать данной ситуации? Ответ — да. Но для этого нужно разместить товар на разных складах.
Индекс локализации Ozon — это доля товаров, которые отгружаются и доставляются внутри одного кластера, он измеряется в процентах от всех заказов по FBO и FBS во все кластеры за предыдущие 14 дней и влияет на стоимость логистики заказов по схеме FBO.
Всем участникам торгового процесса выгодно работать по схеме локальных продаж. Они снижают стоимость логистики и увеличивают скорость доставки. По этой причине Озон стремиться повысить долю заказов, которые проходят внутри одного кластера. Для этого маркетплейс ввел индекс локализации.
Приведем пример. Продавец отгрузил 2000 футболок на склады Ozon. Партию в 1300 штук отправили в Москву и область. Партию в 700 — доставили в Центр. Через два месяца все футболки продали. Количество в 1000 штук купили жители Москвы и МО, 500 — в Центре. Остальной товар ушел в другие зоны.
Итог: из 2000 футболок 1500 были проданных в локальных кластерах. Это значит, что индекс локализации равен 75 процентам.
Формула расчета: (1000+500)/2000х100%=75%
Что влияет на индекс:
При этом индекс учитывает продажи по схемам FBO и FBS за последние 14 дней.
На что указывает низкий индекс:
Индекс влияет на стоимость логистики только по схеме FBO. Для ее снижения, селлеру нужно увеличить локальные продажи. Если у продавца будет высокий индекс, то он сможет сэкономить на доставке до 50 процентов. Поставщики с низким рейтингом платят на 20% больше.
Важно: индекс не влияет на стоимость последней мили.
Дополнительная информация. Если покупатель делает возврат, то индекс не влияет на обратную логистику. Она рассчитывается по стандартному тарифу.
Теперь рассчитаем индекс. Селлер продает футболки по FBO и платит за логистику. В стоимость входит: прием заказа, упаковка, доставка из локального кластера в зону покупателя. Ориентировочная цена — 58 рублей за артикул.
Если индекс локализации будет равен 65%, то продавца рассчитают по стандартному тарифу. Он заплатит 58 рублей. Если индекс превышает 85 процентов, то Озон сделает скидку. Селлер заплатит 46,4 рубля. Последний пример — индекс поставщика 43 процента. В этом случае, продавец заплатит по повышенному тарифу. Примерная стоимость — 69,6 рублей.
Быстрая доставка — важное преимущество перед конкурентами. Если у продавца низкий индекс, то это значит, что товар долго пробудет в пути. По этой причине селлеру нужно пересмотреть свою стратегию. Новый подход позволит увеличить скорость доставки и снизит стоимость логистических услуг.
Товары с локальных кластеров занимают верхние строчки поиска. Это хорошо влияет на конверсию продаж. По этой причине стоит внимательно отнестись к индексу и улучшить его показатель.
В некоторых кластерах действуют ограничения на доставку. Например:
Селлеры этих регионов могут доставлять товары в другие кластеры самостоятельно. Второй способ — через кросс-докинг.
Для чего это нужно? Масштабирование поможет увеличить прибыль и найти новые рынки сбыта. Дополнительный плюс — повышается конкуренция, снижается стоимость товара и доставки.
Озон ежедневно рассчитывает индексы. Первый способ для просмотра — на главной странице виджета.
Более детальные данные можно увидеть в личном кабинете. Заходим в «Аналитика» — «География продаж» — «Индекс локализации». Если селлеру нужен анализ по кластерам, то в разделе присутствует информация по локальным и нелокальным продажам в каждой зоне. Также здесь находится виджет, который расскажет, как улучшить индекс.
Владельцы Premium и Premium Plus получают доступ к глубокой аналитике. Они могут скачать таблицу, в которой указаны результаты по кластерам и товарам.
Вот несколько советов, которые улучшат индекс локализации:
Индекс локализации — это хороший способ повысить конкуренцию магазина и увеличить его прибыль. Для этого можно использовать инструменты Озон, а можно обратиться к сторонним платформам. Хорошим решением станет подключение к сервису Seller Moon, где можно завести собственный проект для работы на маркетплейсе. После регистрации вы получите 15+ рекомендаций по увеличению продаж и поможем улучшить торговлю. Желаем удачи.
Индекс локализации Озон — это показатель локальных продаж, который отображается в общем объеме всех заказов.
Нет, индекс локализации влияет на стоимость логистики только по схеме FBO.