16 мая 2024
4 мин.

Что такое индекс локализации Ozon

Ozon

Логистика — это важный этап работы маркетплейса. Она включает хранение товара и его доставку конечному потребителю. Может ли селлер сэкономить на логистике? Ответ — да. И в этом ему поможет индекс локализации. Хотите узнать, как он работает? Читайте статью.

Кластеры и локальные продажи Ozon

Кластеры, локальные и нелокальные продажи — это элементы, которые нужны маркетплейсу для расчета индекса локализации. 

Кластеры разделяют рабочую территорию Ozon на специальные зоны. В России их насчитывается девять:

  • Москва и Московская область;
  • Санкт-Петербург и Северо-Западный округ;
  • Центр;
  • Поволжье;
  • Юг;
  • Урал;
  • Сибирь;
  • Дальний Восток;
  • Калининград.

Посмотреть актуальные кластеры можно по ссылке. Важно знать, что Озон может менять их границы для улучшения логистических цепочек.

Для чего нужно деление на кластеры?

Приведем пример. Селлер продает футболки по схеме FBO. Он размещает товар на складе в Московской области. Ему приходит заказ из двух разных городов. Один артикул поедет в Москву, а другой в Хабаровск. Доставка в столицу будет намного быстрее, так как футболка и покупатель находятся в едином кластере. Такая сделка называется локальная продажа. Для Хабаровска — это будет нелокальная продажа, так как контрагенты находятся в разных зонах.

Можно ли избежать данной ситуации? Ответ — да. Но для этого нужно разместить товар на разных складах.

Что такое индекс локализации?

Индекс локализации Озон — это показатель локальных продаж, который отображается в общем объеме всех заказов.

Для чего он нужен?

Всем участникам торгового процесса выгодно работать по схеме локальных продаж. Они снижают стоимость логистики и увеличивают скорость доставки. По этой причине Озон стремиться повысить долю заказов, которые проходят внутри одного кластера. Для этого маркетплейс ввел индекс локализации.

Как рассчитать индекс локализации

Приведем пример. Продавец отгрузил 2000 футболок на склады Ozon. Партию в 1300 штук отправили в Москву и область. Партию в 700 — доставили в Центр. Через два месяца все футболки продали. Количество в 1000 штук купили жители Москвы и МО, 500 — в Центре. Остальной товар ушел в другие зоны.

Итог: из 2000 футболок 1500 были проданных в локальных кластерах. Это значит, что индекс локализации равен 75 процентам.

Формула расчета: (1000+500)/2000х100%=75%

Что влияет на индекс:

  • заказы realFBS;
  • заказы из-за границы;
  • отправления за рубеж;
  • крупногабаритные товары;
  • ювелирные украшения;
  • ветеринарные препараты и витамины.

При этом индекс учитывает продажи по схемам FBO и FBS за последние 14 дней.

На что указывает низкий индекс:

  • Продукт пользуется спросом, но он не грамотно распределен на складах. Доставка до покупателя занимает много времени.
  • Товар не пользуется спросом в локальном кластере. Его лучше отправить в другие зоны маркетплейса.

Снижаем стоимость логистики по FBO

Индекс влияет на стоимость логистики только по схеме FBO. Для ее снижения, селлеру нужно увеличить локальные продажи. Если у продавца будет высокий индекс, то он сможет сэкономить на доставке до 50 процентов. Поставщики с низким рейтингом платят на 20% больше.

Важно: индекс не влияет на стоимость последней мили.

Дополнительная информация. Если покупатель делает возврат, то индекс не влияет на обратную логистику. Она рассчитывается по стандартному тарифу.

Теперь рассчитаем индекс. Селлер продает футболки по FBO и платит за логистику. В стоимость входит: прием заказа, упаковка, доставка из локального кластера в зону покупателя. Ориентировочная цена — 58 рублей за артикул.

Если индекс локализации будет равен 65%, то продавца рассчитают по стандартному тарифу. Он заплатит 58 рублей. Если индекс превышает 85 процентов, то Озон сделает скидку. Селлер заплатит 46,4 рубля. Последний пример — индекс поставщика 43 процента. В этом случае, продавец заплатит по повышенному тарифу. Примерная стоимость — 69,6 рублей.

Отслеживаем эффективность логистики

Быстрая доставка — важное преимущество перед конкурентами. Если у продавца низкий индекс, то это значит, что товар долго пробудет в пути. По этой причине селлеру нужно пересмотреть свою стратегию. Новый подход позволит увеличить скорость доставки и снизит стоимость логистических услуг.

Поднимаем товары в поиске

Товары с локальных кластеров занимают верхние строчки поиска. Это хорошо влияет на конверсию продаж. По этой причине стоит внимательно отнестись к индексу и улучшить его показатель.

Расширяем географию продаж

В некоторых кластерах действуют ограничения на доставку. Например:

  • Из Хабаровска товары доставляются только на Дальний Восток и Сибирь.
  • Из Красноярска — только в Сибирь и на Дальний Восток.
  • Из Калининграда — только в пределах кластера.

Селлеры этих регионов могут доставлять товары в другие кластеры самостоятельно. Второй способ — через кросс-докинг.

Для чего это нужно? Масштабирование поможет увеличить прибыль и найти новые рынки сбыта. Дополнительный плюс — повышается конкуренция, снижается стоимость товара и доставки.

Где посмотреть индекс локализации и тарифы на доставку?

Озон ежедневно рассчитывает индексы. Первый способ для просмотра — на главной странице виджета.

Более детальные данные можно увидеть в личном кабинете. Заходим в «Аналитика» — «География продаж» — «Индекс локализации». Если селлеру нужен анализ по кластерам, то в разделе присутствует информация по локальным и нелокальным продажам в каждой зоне. Также здесь находится виджет, который расскажет, как улучшить индекс.

Владельцы Premium и Premium Plus получают доступ к глубокой аналитике. Они могут скачать таблицу, в которой указаны результаты по кластерам и товарам.

Дополнительные рекомендации для подъема индекса

Вот несколько советов, которые улучшат индекс локализации:

  • Выделите кластеры, где много нелокальных заказов. Определите товары, которые пользуются спросом в этих зонах. Для этого можно использовать сторонние сервисы аналитики или найти раздел «География продаж».
  • Организуйте прямые поставки в данные кластеры. Это можно сделать через вРЦ или кросс-докинг для схемы FBO.
  • Если работаете по FBS, то откройте новые склады в других регионах. Здесь вы сможете продавать товар и увеличивать локальные продажи.
  • Расширяйте рынки сбыта в локальных кластерах. Можно продавать новые товары или открывать дополнительные мощности.

Заключение

Индекс локализации — это хороший способ повысить конкуренцию магазина и увеличить его прибыль. Для этого можно использовать инструменты Озон, а можно обратиться к сторонним платформам. Хорошим решением станет подключение к сервису Seller Moon, где можно завести собственный проект для работы на маркетплейсе. После регистрации вы получите 15+ рекомендаций по увеличению продаж и поможем улучшить торговлю. Желаем удачи.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Индекс локализации Озон — это показатель локальных продаж, который отображается в общем объеме всех заказов.


  • Выделить кластеры, где много нелокальных заказов. Определите товары, которые пользуются спросом в этих зонах.
  • Организуйте прямые поставки в данные кластеры. Это можно сделать через вРЦ или кросс-докинг для схемы FBO.
  • Если работаете по FBS, то откройте новые склады в других регионах. Здесь вы сможете продавать товар и увеличивать локальные продажи.
  • Расширяйте рынки сбыта в локальных кластерах. Можно продавать новые товары или открывать дополнительные мощности.



Нет, индекс локализации влияет на стоимость логистики только по схеме FBO.

Другие посты

16 мая 2024
7 мин.
Самые продаваемые товары на Ozon: выбор ниши в 2024 году
Ozon
Онлайн торговля демонстрирует устойчивый рост. Маркетплейсы были лидерами по объему продаж в 20...
10 мая 2024
7 мин.
Кросс-докинг OZON
Ozon
Быстрая доставка товара — залог успешной торговли на Ozon. Чем ближе продукт к покупателю, тем...
19 апр 2024
Rich-контент на Ozon: что такое и как его сделать
Ozon — это огромный маркетплейс, который предоставляет селлерам много возможностей. Здесь ежедн...

Заведите свой проект за 1 минуту и увеличьте продажи на маркетплейсах до 350%

4,81 из 5 — отзывы о сервисе
от наших пользователей

Сложный старт бизнеса стал доступней

Всегда трудно решиться на первый шаг по запуску своего бизнеса, вторая сложная задача — начать расти. Сервис даёт понятные рекомендации, которые надо просто внедрять.
Карина Владелец малого бизнеса

Можно просто дать задачу менеджеру

В бизнесе важно делегировать рутинные задачи и контролировать их выполнение. С помощью платформы я смог дать понятные задачи менеджерам, чтобы они улучшали карточки на маркетплейсах и продажи росли.
Артур Аронян Предприниматель

Миллион статей в интернете или...

Есть куча статей, видео и курсов, которые рассказывают о том, как увеличить продажи на Wildberries, но там только теория. Здесь я получил практические рекомендации, которые сработали.
Давид Велес Маркетолог