У тех, кто только начинает работу на маркетплейсе, сразу же возникает главный вопрос — где хранить товар? Чтобы это было выгодно для продавца, быстро для покупателя и обеспечивало высокие обороты. Есть мнение, что выбрав систему FBS, попасть в ТОП при ранжировании невозможно. Разбираемся в различиях, преимуществах, недостатках, возможностях, штрафах и комиссиях.
Вайлдберриз для работы с продавцами предлагает 2 схемы:
FBS — это модель, когда продавец хранит продукцию на своем складе (например, дома, на производстве), отгружает заказы после получения уведомления о покупке от маркетплейса. При этом продавец ничего не платит за хранение на складе (фактически его нет), перевозку в другие регионы. Работа через поставки: заказ поступил, продавец его собрал, отправил по списку Вайлдберриз, а он доставляет их покупателям. Такой формат сотрудничества и называют системой «маркетплейс».
FBO (FBW) — это модель, когда продавец доставляет свои товары на склад Wildberries для хранения. Маркетплейс сам собирает заказ, доставляет и оформляет возврат.
По сути 2 схемы работы с маркетплейсом отличаются только одним аспектом — где будет храниться товар.
На каждой площадке схема, при которой товар хранится на складах маркетплейса имеет разные названия: Wildberries – FBW, Яндекс Маркет – FBY, Ozon – FBO. При этом её суть остаётся неизменной.
При выборе схемы отгрузки продавец должен учитывать время, дополнительные расходы и комиссии. Сам Вайлдберриз предлагает селлерам комбинировать варианты, особенно новичкам на площадке. Это поможет избежать лишних трат и понять спрос на позиции у покупателей.
При ранжировании на маркетплейсе большую роль играет срок доставки. При схеме FBO товар могут отгрузить за несколько часов, а через день он уже будет у покупателя. При FBS время увеличивается, поскольку селлеру нужно собрать товар, перевезти на склад Вайлдберриз, и только после этого продукция отправится к купившему.
Второе различие — это частота отгрузки. При ФБО реально привозить коробки с товаром раз в 1-1,5 месяца. С ФБС такие сроки невозможны, ни один покупатель не будет ждать такое время. То есть при работе со своего склада придется регулярно отправлять продукцию маркетплейсу. Что может повлечь увеличение затрат на логистику.
Третье различие — соблюдение сроков при системе FBO. Не важно, что у продавца нет курьера/сломалась машина/заболел/что-то случилось. У селлера есть 36 часов, чтобы доставить маркетплейсу заказанные позиции. Иначе на него наложат штрафные санкции.
Что выбрать? Нужно учесть несколько факторов: комиссию WB по обеим схемам, стоимость логистики, цену своего помещения, время. Часто отгрузка товаров и их хранение на территории маркетплейса выгоднее, чем постоянно привозить несколько позиций в сортировочный центр.
Чтобы лучше понимать тренды площадок, анализировать конкурентов и их предложения, увеличивать свою прибыль — зарегистрируйтесь в Seller Moon.
У каждого варианта есть сильные, слабые стороны. Из преимуществ работы по ФБС:
Из недостатков FBS выделяют:
WB заинтересован в заполнении своих складов продукцией, они регулярно увеличивают площади. Оперативная доставка важна в условиях высокой конкуренции — на рынке есть несколько крупных торговых онлайн-площадок. Все это влияет на позиции, выручку самого маркетплейса.
Преимущества при сотрудничестве с маркетплейсом по ФБО:
Нужно понимать не только сильные, но и слабые стороны FBO.
С вариантом FBO все прозрачно: у маркетплейса прописаны полные условия сотрудничества в зависимости от количества товара, участия в акциях (снижение от 2%).
Для расчета комиссии на схеме FBS нужны вкладки «Аналитика» и «Комиссия на тарифы и услуги». На итоговую сумму будет влиять категория, все они расположены в выпадающем окне.
У маркетплейса есть удобный инструмент «Калькулятор», с помощью которого селлер легко рассчитает стоимость логистики на склады площадки. Для получения информации нужны габариты единицы продукции.
Уделите внимание тому, что при высокой загрузке складов, сортировочных центров прием товаров от селлеров может стать платным. Оповещения об изменения в работе приходят в личный кабинет.
На размер комиссии влияет время доставки продукции от продавца до маркетплейса. По умолчанию дается 36 часов. Если привезти товар быстрее, то за каждый час селлер сэкономит 0,25%. Если опоздает, комиссия вырастет также за каждые 60 минут.
Отдельная категория трат — возвраты. При схеме FBS товар возвращается на ПВЗ (пункт выдачи заказов), выбранный самим продавцом. То есть забрать его нужно будет самостоятельно за 3 дня, иначе начнется платное хранение. Стоимость за каждую единицу — 10 рублей в сутки. Через 7 дней продукция отправится на склад Вайлдберриз. Бывает, что товар не попадает в ПВЗ, а сразу отгружается на склад. Здесь у селлера нет никакой возможности влиять на движение вернувшихся позиций. Вся информация отображается в личном кабинете и на портале для поставщиков.
(Скрин из личного кабинета с возвратами).
Если выбрана схема ФБС, то у продавца есть 36 часов, чтобы доставить купленные позиции до склада маркетплейса. При несоблюдении сроков за каждый час просрочки придется доплатить 0,25% комиссии. Если продукция не появилась на складе за 120 часов, то Вайлдберриз начисляет штраф 35% (но не менее 100 рублей) от стоимости товара. При повторяющихся случаях маркетплейс легко заблокирует личный кабинет селлера.
Иногда штраф начисляют на позицию, у которой 0 в остатках. В этом случае придется обращаться в техническую поддержку маркетплейса и объяснять, что это ошибочное взыскание.
Штраф в 35% (но не менее 100 рублей) можно получить, если отправлено не то изделие и это обнаружил покупатель. Все проще, если сотрудники WB нашли ошибку в маркировке, например, на ПВЗ или складе. В этом случае за 48 часов продавец исправляет оплошность. Сроки непостоянны, Вайлдберриз всегда уведомляет поставщика об изменениях.
Чтобы не получить штраф при работе по схеме ФБС, нужно оперативно отгрузить заказанный товар на выбранную площадку WB.
Селлеру не обязательно отгружать свой товар только на склад Вайлдберриз. На выбор:
Проще всего выбрать то, что ближе к площадке продавца. Все доступные варианты указаны в личном кабинете.
Но и тут есть подводные камни.
При выборе ПВЗ срок доставки покупателя может вырасти в несколько раз. Ведь с пункта выдачи заказов нужно отправить продукцию до склада, там переправить в СЦ и в снова в ПВЗ, выбранный покупателем. Также не каждый пункт выдачи принимает товары, количество, размер тоже ограничены.
Чтобы уменьшить число принимающих рук, лучше выбрать отгрузку на склад или СЦ. Лишняя логистика не только увеличивает срок доставки, но и часто приводит к повреждению упаковки.
Селлер вправе использовать обе схемы работы. В первую очередь к клиенту поедут товары со склада WB, во вторую — от поставщика. Если же у селлера площадка с товаром ближе, чем у Вайлдберриз, то система автоматически оповестит о том, что работает схема FBS.
Все операции проходят через меню «Маркетплейс».
Заказы находятся во вкладке «Сборочные задания».
1. Когда приходит заказ от клиента, он появляется в разделе «Новые».
2. Позиции необходимо перевести в позицию «Собрать в Поставку».
3. Когда поставка будет оформлена, товары будут отображаться на вкладке «На сборке».
4. При готовности селлера привезти продукцию на склад WB необходимо поменять позицию на «Передать в доставку».
5. Перед отправкой необходимо:
6. Когда продукция будет отгружена на склад маркетплейса, статус изменится на «Сортируется».
7. После принятия товара поставка изменит статус на «Архив». Именно здесь селлер может отслеживать дальнейший путь: где он находится (на сортировке, в пути, в ПВЗ), забрал ли его клиент или отказался от покупки.
Для селлера полезны еще несколько вкладок.
«Мои склады и пропуска». Во вкладке «Склад продавца» добавляются данные о том, откуда происходит отгрузка. Здесь же находится информация о пропусках, необходимых для въезда на территорию. В этой же вкладки создается пропуск, если он отсутствует.
Вкладка «Требования к стикеру и упаковке» поможет понять, какие параметры должны быть указаны на каждой единице. Там же есть информация о том, как интегрироваться по API, чтобы использовать сторонние сервисы. Например, Seller Moon, где можно не только отслеживать статистику, но и получить 15+ подробных инструкций для увеличения продаж на WB.
В меню «О маркетплейсе» поставщик найдет основную информацию о системе FBS, настроит уведомления, чтобы не пропустить новые заказы.
Вкладка «Управление остатками» нужна, чтобы добавить количество товара. Это делается через шаблон, где заполняется баркод, число продукции, готовой к продаже. Здесь же вручную регулируются остатки (уменьшаются или увеличиваются). Доступно обнуление остатков.
При сборе заказа каждый этап отображается у клиента. Поэтому регулярные поставки сделают аудиторию лояльнее, ведь покупатели будут видеть, что их продукция все ближе к ним. Важно укладываться в сроки, указанные маркетплейсом, иначе не миновать штрафов.
Правильная маркировка, сборка и отправка — залог быстрой работы. Если правила Вайлдберриз будут нарушены, продукцию не смогут отсканировать и принять. У селлера будет 48 часов на исправление.
Система доставки со склада продавца подойдет:
На схеме ФБС удобно строить гипотезы: какой товар будет продаваться лучше, тестировать разные походы, закупая небольшие партии. Дополнительный плюс — продавец может сразу начать продавать без ожидания отгрузки по ФБО. Например, добавить API в Seller Moon, получить подробные рекомендации по продвижению позиций на Вайлдберриз, сразу же наращивать обороты и выручку. Там же удобно анализировать данные: о конкурентах, ценах и прочем.
Селлер сам решает, какой формат сотрудничества выбрать: FBO или FBS. У каждого из них есть сильные, слабые стороны, особенности, трудности. Отгрузка и хранение товара — лишь одна из составляющих бизнеса. Поэтому подходите к задаче комплексно, тестируйте гипотезы, пробуйте варианты, наращивайте обороты.